О создании мирового финансового центра в РФ.
В 2008г. руководством страны была поставлена задача по превращению Москвы в мировой финансовый центр, а рубля в одну из ведущих региональных резервных валют.
Условия развития мирового финансового рынка осложняются в 2008 году ухудшением его конъюнктуры и обострением кризисных явлений в мировой экономике. Экспансия действующих в рамках крупнейших финансовых центров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками ведет к формированию на мировом финансовом рынке зон влияния таких финансовых центров. В ближайшее 10-летие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. Однако четкого инструментария по созданию международного финансового центра не существует. Каждый МФЦ сформировался в уникальных условиях. Особенно тщательного исследования требуют перспективы создания МФЦ в России в условиях ускоренных рыночных преобразований, что должно быть увязано с развитием всей национальной финансовой системы РФ.
Решение этих задач должно стать одним из важнейших приоритетов долгосрочной экономической политики и требует исследования множества проблем и возможностей, связанных с достижением поставленных задач.
Понятие и классификация мировых финансовых центров.
Концепция создания мирового финансового центра в РФ.
Мировые финансовые потоки — межгосударственное движение денежных средств, обслуживающее международный товарный оборот и международное движение капитала. В мировом хозяйстве постоянно происходит перелив денежного капитала, формирующегося в процессе кругооборота капитала. Стержнем мировых финансовых потоков являются материальные процессы воспроизводства. На объём и направление этих потоков влияет ряд факторов: состояние экономики; взаимная либерализация торговли; структурная перестройка в экономике.
Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг и межстрановое перераспределение денежного капитала между конкурирующими субъектами мирового рынка. Кроме того, они подают сигналы о состоянии конъюнктуры, которые служат ориентиром для принятия решений менеджерами. Движение мировых финансовых потоков осуществляется по следующим основным каналам:
· валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-продажи товаров и услуг;
• зарубежные инвестиции в основной и оборотный капитал;
• операции с ценными бумагами и разными финансовыми инструментами;
• валютные операции;
• перераспределение части национального дохода через бюджет в форме помощи развивающимся странам и взносов государств в международные организации и др.
Специфической сферой рыночных отношений, где объектом сделки служит денежный капитал, являются мировые валютные, кредитные, финансовые страховые рынки. Они сформировались на основе развития международных экономических отношений. С функциональной точки зрения — это система рыночных отношений, обеспечивающая аккумуляцию и перераспределение мировых финансовых потоков в целях непрерывности и рентабельности воспроизводства. С институциональной точки зрения — это совокупность банков, специализированных финансово-кредитных учреждений, фондовых бирж, через которые осуществляется движение мировых финансовых потоков.
Объективная основа развития мировых валютных, кредитных, финансовых рынков — закономерности кругооборота функционирующего капитала. На одних участках высвобождаются временно свободные капиталы, на других — постоянно возникает спрос на них. Бездействие капитала противоречит его природе и законам рыночной экономики. Мировые валютные, кредитные и финансовые рынки разрешают это противоречие на уровне всемирного хозяйства. С помощью рыночного механизма временно свободные денежные капиталы вновь вовлекаются в кругооборот капитала, обеспечивая непрерывность воспроизводства и прибыли предпринимателям.
Предпосылки формирования мировых рынков валют, кредитов, ценных бумаг коренятся в концентрации капитала в производстве и банковском деле; интернационализации хозяйственных связей; развитии межбанковских телекоммуникаций на базе внедрения ЭВМ. Объективной основой их развития послужило противоречие между углублением глобализации хозяйственных связей и ограниченными возможностями соответствующих национальных рынков. Движущей силой развития мировых рынков валют, кредитов, ценных бумаг, золота является конкуренция, которая регулирует объем и распределение мировых финансовых потоков, стоимость кредитов, предлагаемых участниками рынков. Совершенная конкуренция вознаграждает наиболее эффективных производителей этих продуктов. Однако конкурентная борьба не всегда эффективна и безупречна. Поэтому рыночное регулирование сочетается с государственным. Государство вмешивается в деятельность мировых рынков в целях предотвращения или преодоления кризисных потрясений в этой сфере.
С развитием МЭО, конкурентной борьбы за источники сырья, рынки сбыта, выгодные инвестиции финансовые потоки стихийно переходят из одной страны в другую, теряя национальный характер и обнажая свою космополитическую природу. Национальные валютные, кредитные, финансовые рынки, сохраняя относительную самостоятельность, тесно переплетаются с аналогичными мировыми рынками, которые дополняют их деятельность и связаны с внутренней экономикой и денежно-кредитной системой. В результате быстрого роста, больших возможностей и мобильности мировые валютные, кредитные и финансовые рынки превратились в одно из важных звеньев международных валютно-кредитных и финансовых отношений и мировой экономики.
Участие национальных валютных, кредитных, финансовых рынков в операциях мирового рынка определяется рядом факторов:
• соответствующим местом страны в мировой системе хозяйства и ее валютно-экономическим положением;
• наличием развитой кредитной системы и хорошо организованной фондовой биржи;
• умеренностью налогообложения;
• льготностью валютного законодательства, разрешающего доступ иностранным заемщикам на национальный рынок и иностранных ценных бумаг к биржевой котировке;
• удобным географическим положением;
• относительной стабильностью политического режима и др.
Указанные факторы ограничивают круг национальных рынков, которые выполняют международные операции. В результате конкуренции сложились мировые финансовые центры — Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Гонконг, Сингапур, Франкфурт-на-Майне и др.
Мировые финансовые центры — центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные, финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Исторически они возникли на базе национальных рынков, а затем — на основе мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, рынков золота.
Финансовые центры характеризуются такими параметрами, как концентрация капитала (инвестиционный спрос), набор инструментов (инвестиционное предложение), а также эффективность финансовой инфраструктуры и услуг, предоставляемых финансовыми посредниками. Международный финансовый центр (МФЦ) отличается от национального финансового центра открытостью и ориентированностью на клиентов вне страны, в юрисдикции которой он находится. Это означает, что существенную роль в МФЦ играют иностранный капитал, иностранные инвесторы и посредники, а также инструменты и активы заграничного происхождения.
Трансграничные операции, которые совершаются в МФЦ, включают в себя:
· привлечение финансирования через долговые и долевые инструменты;
· управление активами инвестиционных фондов, пенсионных фондов, страховых компаний в целях международной диверсификации;
· управление частным капиталом крупных индивидуальных инвесторов;
· международная налоговая оптимизация в транснациональных корпорациях;
· управление глобальными рисками корпораций с использованием деривативов;
· глобальная биржевая торговля финансовыми инструментами;
· специальные схемы финансирования сложных (например, инфраструктурных) проектов, в том числе, с использованием принципов частно-государственного партнерства.
В зависимости от того, насколько широкий спектр услуг доступен в рамках конкретного финансового центра и на каких клиентов ориентирован данный рынок, международные финансовые центры можно разделить на несколько типов:
· Глобальные МФЦ (Лондон, Нью-Йорк): предоставляют полный спектр финансовых услуг клиентам со всех концов мира. При этом они опираются на развитый внутренний финансовый рынок и сильную экономику.
· Региональные МФЦ (Гонконг, Сингапур, Дубай): оказывают широкий спектр международных финансовых услуг, но специализируются, в основном, на операциях внутри определенного региона (Гонконг и Сингапур – Юго-Восточной и Восточной Азии, Дубай – Ближнего Востока и Южной Азии).
· Локальные МФЦ (Токио, Франкфурт, Париж): предоставляют ограниченный выбор трансграничных операций и, в основном, ориентированы на обслуживание национального рынка. Они опираются на развитые внутренние финансовые рынки и инфраструктуру, но по уровню развития отстают от глобальных МФЦ.
· Нишевые (оффшорные) МФЦ (Цюрих, Женева, Каймановы острова, Джерси и др.): используются для специальных финансовых операций с нерезидентами, таких как управление частным капиталом (Цюрих, Женева) или налоговая оптимизация (Каймановы острова, Джерси). Многие из них отличаются мягким регулированием и привлекают портфельных менеджеров (например, хедж-фонды), страховые компании, эмитентов еврооблигаций и секьюритизированных продуктов.
Приведённая классификация условна. Так, оба глобальных МФЦ, особенно Нью-Йорк, осуществляют значительный объем операций с резидентами своей страны (или региона – ЕС – в случае Лондона). В то же время, такие региональные МФЦ как Гонконг и Сингапур, привлекают все больше глобальных клиентов. Со временем наиболее динамично развивающиеся МФЦ, — Мумбаи и Шанхай, – также могут войти в число лидеров.
Согласно последнему исследованию Индекса глобальных финансовых центров Лондонского Сити (GFCI 3, март 2008 г.), десятка ведущих МФЦ в мире включает:
1. Лондон.
2. Нью-Йорк.
3. Сингапур.
4. Гонконг.
5. Цюрих.
6. Женева.
7. Чикаго.
8. Франкфурт.
9. Бостон.
10. Дублин.
Лондон и Нью-Йорк опережают своих конкурентов по всем 5 критериям, на которых построен индекс. Динамично развивающиеся в последние годы Гонконг и Сингапур занимают лидирующие позиции в азиатском регионе и обгоняют локальные МФЦ: Франкфурт, Токио и Сидней. Высокий уровень конкурентоспособности имеют и швейцарские финансовые центры, которые специализируются на частном банковском обслуживании. «Молодые» МФЦ, такие, как Дубай (23-е место), Шанхай (35-е) и Мумбаи (49-е), согласно опросам, обладают наибольшим потенциалом для роста.
Национальный финансовый рынок России имеет ограниченную ёмкость, недостаточную для обеспечения инвестиционных потребностей российских компаний, и отстаёт по многим параметрам от крупнейших финансовых рынков в мире. В условиях роста глобализации в финансовом секторе российские компании и инвесторы прибегают к ресурсам мировой индустрии финансовых услуг. Чтобы выдержать глобальную конкуренцию, российский финансовый рынок должен ликвидировать своё отставание от ведущих мировых финансовых центров в области регулирования, инфраструктуры, доступного инструментария.
В долгосрочной перспективе перед Россией стоит выбор между двумя альтернативами: либо формирование на основе развитого национального рынка финансового центра мирового или регионального значения, либо исчезновение национального финансового рынка как такового. Первый сценарий предполагает создание в России международного финансового центра (МФЦ), который должен стать лидирующим рынком для стран СНГ, Центральной и Восточной Европы и одним из ведущих финансовых рынков на евразийском пространстве. Второй, негативный сценарий, при котором российский финансовый рынок остаётся национальным рынком, означает постепенный переток операций с российскими финансовыми активами на более эффективные и развитые глобальные рынки.
Создание в России МФЦ позволит стимулировать развитие национального финансового рынка за счет интеграции в глобальную индустрию финансовых услуг, обеспечив решение таких задач, как:
· привлечение в российскую экономику существенных дополнительных финансовых ресурсов (как зарубежных, так и внутренних);
· расширение возможностей для осуществления индивидуальных сбережений граждан;
· повышение эффективности размещения средств институциональных инвесторов, в том числе пенсионных фондов и инвестиционных фондов, а также суверенных фондов;
· снижение издержек доступа российских компаний к капиталу;
· формирование цен на российские активы и осуществление расчётов с иностранными контрагентами в рублях;
· углубление экономической интеграции стран СНГ и Восточной Европы;
· повышение роли России в выработке глобальных правил регулирования финансовых рынков;
· превращение российского финансового сектора в отрасль экономики, конкурентоспособную в мировом масштабе, экспортирующую услуги и вносящую существенный вклад в увеличение ВВП.
В проекте Концепции создания международного финансового центра в РФ отражено наличие у России следующих предпосылок для создания МФЦ в Москве:
· большая и динамичная экономика, способная обеспечить существенный внутренний спрос на финансовые услуги. При этом, из-за растущей глобализации (например, большого количества поглощений российскими компаниями иностранных) будет предъявляться все больший спрос на трансграничные услуги. Схожие преимущества у Нью-Йорка, Лондона (если учитывать ЕС), Шанхая и Мумбаи;
· человеческий капитал: в России высокий уровень образования. Большое число граждан с высшим образованием в области математики, физики, информационных технологий и т.п. могут с успехом применить свои навыки в финансовом секторе, особенно при работе с данными и сложными моделями оценки активов. Многочисленная диаспора в составе русскоязычных специалистов, работающих в финансовой индустрии за рубежом, может стать одним из каналов для налаживания партнерских отношений с российскими компаниями и передаче опыта своим коллегам в Москве. Среди развивающихся МФЦ по размеру диаспоры с Москвой могут конкурировать только Мумбаи и Шанхай;
· местоположение: Москва расположена на полпути между европейскими и азиатскими финансовыми центрами. Это означает, что в течение торгового дня могут проводиться сделки со всеми крупными финансовыми центрами, за исключением американских. С Лондоном, ведущим МФЦ в мире, разница во времени всего 3 часа. Ближайшими конкурентами Москвы в этом отношении являются Дубай и Мумбаи;
· достаточно развитый национальный финансовый рынок, на котором торгуются акции, облигации, валютные и индексные фьючерсы, опционы на акции и т.д. Две основные биржи: ММВБ и РТС. По уровню развития финансовой инфраструктуры Москва во многом обгоняет Шанхай, но уступает Мумбаи;
· отсутствие языковых барьеров с соседними странами и схожесть культур: снятие барьеров для эмитентов из стран СНГ позволит Москве достаточно быстро стать основной площадкой для размещений их акций и облигаций. Наличие большого числа специалистов – выходцев из соседних государств, где распространен русский язык, позволит быстрее выходить на их рынки финансовых услуг. Налаживая в свое время финансовые связи со странами Британского Содружества, Лондон активно опирался на аналогичные преимущества.
Описанные выше конкурентные преимущества позволяют России в ближайшей перспективе претендовать на роль локального МФЦ, лидирующего в СНГ, а в дальнейшем – регионального МФЦ, одного из ведущих в евроазиатском регионе. Тем не менее, России предстоит преодолеть ряд препятствий, мешающих достижению этой цели. К ним относятся негибкость законодательства, сегментированность регулирования, отсутствие единой финансовой инфраструктуры, низкая интегрированность в глобальные рынки, неблагоприятная среда для ведения бизнеса.
В соответствии с проектом Концепции, до 2010г. на российских биржах должны появиться акции и облигации компаний-эмитентов из стран СНГ. К этому же сроку планируется запустить товарные биржи, на которых обращаются производные финансовые инструменты на ключевые группы товаров, в частности нефть, нефтепродукты. Кроме того, в платежную систему Банка России должны быть включены банковские электронные срочные платежи (БЭСП) всех кредитных организаций, отвечающих требованиям к участникам системы, а также интерфейс для осуществления расчетов в системе БЭСП с использованием системы SWIFT.
Для создания МФЦ планируется разработать и принять более 40 федеральных законов, а также подзаконных правовых актов, в том числе Банка России. В частности необходимо принятие законов о биржах и организованных торгах, о клиринговой деятельности, о секьюритизации, о противодействии неправомероному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Также речь пойдет о внесении изменений в действующие законы в част